Сезон 2008 – как это было.

Ралли «Горные вершины».




На эту гонку мы собирались давно. В прошлом году стали на ней третьими в «абсолюте», первыми в Р11. Трасса – супер: большие перепады высот, повороты разной сложности, прямики, затычные участки – в общем все, что нужно для нормального «прохвата».

Организаторы впервые в России выложили на официальном сайте гонки видео с каждого допа, которое конечно не отменило ознакомление, но общее понятие о допах оставило.

Гонка имеет статут Кубка России, участники соответственно тоже не только из ЮФО и решили ехать на боевой 21083. Так как гонка имеет длинные перегоны, и не менее длинный и ходовой доп «Калуга», поставили синхронизированный 26-й ряд с главной парой 3,7. Заодно наконец-то дошли руки собрать перегонный комплект «наушников», лежавший на полке ровно год.

По приезду в Горячий ключ нас порадовали победой «Зенита» в Лиге Чемпионов – хоть и футбол, а не автоспорт, но все приятно. В четверг поехали на регистрацию, (Штаб располагался в местном парке отдыха – симпатичное место) а оттуда на ознакомление.

На ознакомлении увидели прокатный Шевроле-Ланос, на котором мы сами приписывали в прошлом году. Интересно, в прокатной конторе знают, где ездит их автомобиль? 

Прописали первый доп, проверили и поехали на знакомый нам СУ-2 под названием «Газовый». Ехали-ехали, и приехали к броду. Да, шедшие накануне дожди сделали свое дело – брод был достаточно широкий. Насколько он глубокий можно было судить по стоящему рядом трофийному УАЗу, который тут был явно для того, чтобы вытаскивать незадачливых раллистов. Ну а раз так, то мы стали штурмовать брод. Вода залила капот, салон, но наша тренировочная «восьмерка» даже не затроила – ура! Остальные допы прописали без проблем.

На техкомиссии было выяснено, что мы имеем недовес порядка 20 кг. Вооружившись инструментом и блинами от штанги мы все привели в полный порядок.



Гонка.

Первый доп мы поехали в ливень и грозу. Такую, которую в начале мая любил А.С. Пушкин. Благо щетки работали хорошо. На старте второго допа двигатель нашего автомобиля наотрез отказался работать выше 1500 об/мин – сразу глох. Стартовали и сразу же на обочину. Искали причину долго. Дождались «метлу», сразу отдав ей вместе с карнетом и заявление о старте на следующий день по «суперралли». Стали искать поломку дальше и после очередной пляски с бубном (в нашем случае с датчикам положения дроссельной заслонки) мотор ожил и заработал как положено, только холостые остановились на отметке 2500 об./мин. Подкрутили упор дроссельной заслонки, восстановили холостые и поехали в сервис. Там прошли техкомиссию для суперралистов и отправились спать.

На следующий день в стартовой ведомости были последними. На втором допе догнали предыдущего, но обгонять не стали, т.к. до финиша было около километра а впереди была жуткая пыль за которой ничего не было видно. Финишировали, поехали по перегону, и тут я понял, что из всех передач включается только первая и нейтраль. Подумал про кардан кулисы, остановились, посмотрели, потрогали – все на месте. Подергали рычаг КПП – все включается. Ну и славно. Поехали дальше. Доехали до какой-то деревни,  где эта неприятность постигла нас вновь. Дергали, смотрели, крутили – ничего не помогло. Медленно и печально поехали на первой передаче в сервис. Так и закончилась для нас эта гонка. По приезду вскрыли КПП и выяснили, что откололись зубья 5-й передачи и заклинили шток механизма переключения передач.





«Вираж»




За неделю до старта, поменяв КПП решили покататься на кроссовой трассе «Дон-25». И уже практически все, когда один из спонсоров  попросил его прокатить. Ну я и прокатил. И не сказать чтобы с ветерком, но после трамплина автомобиль с грохотом присел на правое переднее колесо и остановился. Вышли и выяснили – поломался поворотный кулак и как следствие рычаг подвески. Как потом добрались до гаража история отдельная и не заслуживает пристального внимания.  

Подвеска была на треугольных рычагах производства «Торгмаш». Позвонив как в Тольятти, так и ближайшим дилерам «Торгмаша» выяснили, что ни кулаков, ни рычагов в наличии нет. Пришлось ставить стандартную подвеску от ВАЗ-2108 (кроме амортизаторов и «крабов»).

Гонка.

Трасса была нам знакома, ничего нового для себя на прописке не вынес, кроме того, что первый раз ехал Гуково с Аркадием. Технические и административные проверки прошли без замечаний (на последней даже похвалили за правильные медсправки, на которые мы с Аркашей потратили полдня рабочего времени).

Первые три СУ проехали нормально, автомобиль ехал и нам это нравилось. Следующий доп проехали только наполовину – лопнул вал левого привода, а на блокировке ехать не получилось, т.к. она тоже вышла из строя. И мы записали еще один сход.



 

«Зори Кубани».




Я очень хотел доехать эту гонку. Последний раз финишный створ на площади поселка Черноморский я видел в 2004 году когда ездил «нулевым» экипажем на «Запорожце». Да и по правде говоря, финиш был тогда в соседнем поселке Ильский. Все остальные попытки (кроме 2005 года, когда я гонку из-за болезни пропустил) заканчивались сходами. Поэтому постарались в сжатые сроки серьезно подготовиться – изготовили самостоятельно новые поворотные кулаки, поставили усиленные «ШРУСы» и валы приводов. Рычаги и растяжки правда оставались стандартными.

Формат гонки ни чем не отличался от прошлогодней, кроме того факта, что расписания ознакомления с трассой было чуть ли не секретной информацией и узнали мы ее только когда приехали на регистрацию. Оказалось что ознакомление уже три часа как идет, но можно не беспокоится,  т.к. завтра эти СУ все равно можно прописывать. Удивились, но поехали прописывать. Большую часть допов мы прописали в пятницу, и в субботу осталось только два проверить, что мы утром и сделали. Прошли техкомиссию и отправились отдыхать в гостиницу, где по случаю всей командрой пошли в бильярдную.  Вечером к нам присоединились земляки Игорь Гарагуля и Маша Сараева. Долго говорили за автоспорт, пока охранник нас не попросил освободить помещение. Видимо он там спал, т.к. время на часах было в районе 2 часов ночи.

Гонка.

Ехали аккуратно, особенно на убойном в прямом смысле слова СУ «Медведь-Гора».  В середине 2-й секции появился какой-то хрус – диагностика выявила стук при включении 2-й передачи – старались ехать без нее. В итоге доехали до финиша третьими в зачете «2000».





«Гуково».




И снова гуковские степи, терриконы, трамплины и броды. Впервые остановились на территории базы отдыха «Березки». В принципе неплохая база. Но мы остались верны заложенному еще во времена поездок на кросс принципу «в Гуково спим на природе» и все равно жили в нашей техничке (благо зимой мы ее модернизировали, оборудовав  в кунге практически купе вагона – только проводницы не хватало).

Прописка, АП и ТИ прошли без проблем (как потом выяснилось, на прописной машине порвали в «хлам» переднюю балку, но это было потом).

 

Гонка.

На построении отличился штурман Жени Новикова, Дейл Москатт. Вызвали поднимать флаг, так хоть бы кепку снял – все-таки участвуешь в Чемпионате страны, чей флаг сейчас поднимаешь. Нет, так и поднимал…

На СУ-1 пробили заднее правое колесо – дотошнили до финиша допа, поменяли. На СУ-2 пропала тяга в двигателе, все это дело добавил непонятный звук двигателя. Я понял, что это очередной «сход», на сей раз по мотору и вылез посмотреть, что же случилось. Открыл капот как тут же услышал крик Аркадия: «Олег, горим!». Поднял взгляд из под капота (там кстати все было в полном порядке, только тосола не было) и замер – вокруг и под машиной горит степная трава. А вокруг Гуково и «Березок»  накануне горели поля – зрелище красивое, но с другой стороны страшное. На тех же «Березках» огонь с поля перекинулся на хозяйственные постройки, которые сгорели. Решение принял моментально – ринулся в салон за огнетушителем. Как мне показалось, Аркаша стал делать тоже самое, только со своей стороны (у него тоже есть огнетушитель). Неудобно же было доставать в спешке огнетушитель, да еще и в перчатках – но получилось, потратил секунд 5 на все, выдернул чеку и нажал на рычаг. Порошок выскочил с давлением и я принялся тушить все вокруг. Израсходовал весь огнетушитель, вроде бы потушил все. Ан нет, горит еще под мотором – нейтраль, откатываем машину и начинаем топтать горящую траву – получилось. «Аркаша, а почему ты не тушил своим огнетушителем?» - «А я его и не доставал, я документы эвакуировал». И вроде бы ругать нельзя, правильное дело делал….  Все, можно передохнуть и посмотреть, что же мы наломали пока нас не эвакуировали. Выкручиваю свечи. Первый цилиндр – норма, второй цилиндр - …. опа, вот оно – точнее то, что осталось от свечи – изолятора и электрода нет, все разбито. Примерный вердикт – оторвалась тарелка клапана. Тут и механики подоспели в разрыве канала перед регруппингом – как раз успели нас отбуксировать до первых «нулевых». Вскрытие подтвердило – оборвало тарелку выпукного клапана, ее размолотило и вогнало между головкой и блоком, сделав забоину на цилиндре и выгнув дугой камеру сгорания, да так, что открылся доступ тосола в камеру сгорания, куда он весь и вышел (вот откуда пустой расширительный бачок). Подошел к техкому, уточнил можно ли поменять двигатель в сборе (думали снять с тренировочной). Получив отрицательный ответ, пошли и купили пиво. Вечером помогли Денису Блоку восстановить опору двигателя на его 2108. Вот и все про ралли «Гуково-2008».





Ралли «Новороссийск».




Новороссийск…. Мне всегда нравилось в этом городе. Во первых море, во вторых горы (какие-никакие, но горы) и в третьих – промышленный город. Это не курортный городок, где вокруг отдыхающие и хмельное веселье. И мне, коренному жителю другого промышленного города Ростова-на-Дону, порой казалось что я никуда не уезжал. Пробки, общественный транспорт, люди в повседневных заботах.

После схода в «Гуково», шансы на первое место в Чемпионате ЮФО для нас растаяли и смысла ехать особого не было. Но во-первых эта гонка – этап-кандидат Чемпионата Мира WRC, где должна быть совсем другая организация ралли, во вторых это Новороссийск, и в-третьих я надеялся хотя бы с третьего раза доехать эту гонку до финиша, т.к. в 2006 году я сошел на 2-м СУ (тогда еще не было суперралли) а в 2007 на предпоследнем, идя с приличным отрывом на 2-е место. И мы дружно решили – едем.

Собрав все оставшиеся деньги, построили новый мотор, обкатали и отправились в город на море.

Действительно, организация отличалось сильно – в сервис парк пускали только при наличии специальных пропусков, как технику так и людей, то же наблюдалось и в штабе гонки. Всюду слышалась английская речь, но процесс административной проверки сильно не отличался. Накануне мы по правилам прислали по факсу все заявленные формы, копию счета об оплате взноса и по идее АП много времени бы не заняло. Однако образовалась очередь, т.к. штурманы одной команды толком не знали что, где и как заполнять и делали это непосредственно сидя перед секретарем. Благо у нас все было в порядке и получив все документы и наклейки мы отправились в сервис-парк. Сервис-парк круглосуточно охранялся, поэтому оставив там всю технику,  отправились в гостиницу в соседнем с Новороссийском поселке «Мысхако».

Прописка ничего неожиданного не принесла, кроме не совсем понятного допа «Семигорье» - впечатление, что трассу прокладывали специально чтобы запутать пилотов, особенно в районе заброшенного сада. Там трасса просто бессмысленно петляла между деревьев, а во время гонки я только и успевал, что перекладывал руль слева-направо и опять налево. Перенос финишного створа на «Маркотхе» тоже был не совсем понятен – зачем его надо было делать перед 300 метровым обрывом?  Утриш – да, убойный доп, особенно в начале. Слишком много скальных камней на дороге и постоянные ямы. Но ничего не поделаешь, если это допускается «на мире», то будем считать что мы «на мире». А раз так, то ныть не будем.

Гонка.

Открытие было сделано красиво, вот только сильный норд-ост не дал как следует насладиться видом на порт и прогонял простых зрителей. Фанатов не испугает ничего и поэтому все зрители были в основном из их числа.

На старте первого допа был дополнительный контроль средств безопасности экипажа, а по-нашему экипировки. Никогда прежде я этого на допах не видел.

На старте третьего СУ пробили колесо – заменили и поехали дальше. К этому моменту мы были уже третьими и последними в классе. Первый день так и закончили.

Во второй день периодически попадали в пробки на перегонах, в основном из-за аварии двух грузовиков на основной магистрали от дальних СУ «Утриш» и «Пруды». Еще открутилось крепление коробки передач от кронштейна – диагностировали перед сервисом, покачав, как следует двигатель. Сделали.

На финишном взвешивании я получил пару седых волос – вес автомобиля составил 1031кг, при норме в 1035. Техком, многоуважаемый Михаил Михайлович Бонч-Осмоловский сообщил нам, что у нас «попадос», но я настаивал, что замер неверный, т.к. на предыдущем взвешевании автомобиль весил 1085кг. Обошли автомобиль и увидели, что правое переднее колесо не попало на весы – переставили автомобиль и вес стал 1082кг. Это уже другое дело.

Перед подиумом еще раз все проверили, все ли на месте, есть ли рабочие жидкости и поехали на финиш. Заехали на подиум, ведущий наконец-то правильно прочитал мою фамилию, и я оскалился в камеры. Девочка, стоящая рядом с подиумом держала в руках симпатичную тарелочку, сосредоточенно отправляя кому-то СМСки. Я посмотрел на Аркашу – тот уже вовсю хвастается перед всеми этой самой тарелкой! Позвал девушку, она извинилась и отдала мне символ того, что я все-таки это сделал – финишировал на ралли «Новороссийск».






Потом была финишная церемония в ночном клубе, где нам вручили кубки и дипломы за 2-е место в Р11. Дождались окончания церемонии и отправились отмечать уже в гостиницу. Мы это сделали, мы финишировали!!!



«Предгорье Кавказа».




С момента ралли «Новороссийск» прошло полтора месяца и мы вновь стали собираться в дорогу. И снова в Горячий Ключ, на финальный этап Открытого Чемпионата Краснодарского края по ралли. Хотелось поездить по быстрым допам в районе Калужской.

До места доехали практически без приключений, разве только Роме и Аркадию попортили нервы представители одного из постов ГИБДД в Краснодарском крае, проведя полный досмотр и пробив по всем имеющимся базам. В итоге прибыли в славный курортный городок в районе 18.00 и даже успели в санаторий на ужин.

Вечером пили пиво и кое-что покрепче с коллегами-земляками-гонщиками из команды «Бизон», и разговаривали «за автоспорт». Но все было в пределах разумного (как всегда впрочем), и вскоре разошлись отдыхать.

Руководитель и главный вдохновитель ралли «Предгорье Кавказа» Андрей Колесников накануне на одном из форумов сообщил, что в связи с собственной болезнью возможно не сможет присутствовать, что мягко скажем огорчило – довольно большой объем работы и согласований он завязывал на себя. Но утром в штабе Андрей был, причем на своем обычном рабочем месте – за компьютером, с телефоном в руках и решающий кучу дел одновременно, что вселило надежду, что гонка пройдет как положено. Пройдя административную проверку и получив все необходимые документы и рекламные наклейки, мы отправились на прописку трассы.

По сравнению с прошлым годом, трасса ничуть не изменилась, кроме того, что ездить нужно было «зеркально», т.е. один раз по часовой стрелке, и два раза в обратную сторону. В прошлом году гонка была в декабре после продолжительных дождей и местами были хорошие лужи. В этом году луж не было совсем. Прописав трассу, отправились на техкомиссию, которую без нас уже успели пройти наши механики Алексей и Роман. 

До ужина 4 часа – поехали на море! Приехали в бухту Инал, посмотрели как севший в прошлом году на мель турецкий теплоход постепенно режут на гвозди, подышали морским воздухом и поехали назад.

Ночью и утром накануне старта шел дождь, что говорило о весьма коварном покрытии трассы – где-то машину можно будет держать, а где-то будет очень скользко.

Первые два допа прикатывались к покрытию. На третьем поехали увереннее, приехав вторыми. На 4-м допе, скоростной «Калуге» поняли, что сливаем всем в классе по одной причине – автомобиль из-за короткой главной пары и короткого 711-го ряда не едет быстрее 130км/ч. Чтож, будем ехать пока едется. В итоге приехали на финиш. Обидное 4-е место. Но покатались и приехали на 2-е место в зачете «Р11» по итогам года.



Итог: по итогам гонок 2008 года мы заняли 7-е место в Чемпионате России. Пилот Олег Бахтеев занял 4-е место в зачете первых водителей (пилотов) класса «2000» чемпионата Южного Федерального округа, штурман Аркадий Соколов занял 3-е место в зачете вторых водителей (штурманов) этого же класса.

В Открытом Чемпионате Краснодарского края наш экипаж занял второе место в зачете «Р11». Немного грустно, ведь в прошлом году мы были первыми. Но ничего, жизнь не стоит на месте и мы с надеждой смотрим в будущее. Сезон 2008 закончен, да здравствует сезон 2009!






Отдельно хочется выразить благодарность партнерам команды «Передний привод»:

– ЗАО «Корммаш»(п. Орловский, Ростовской области), 

- РОСТО Ленинского района (г. Ростов-на-Дону),

- Ремонтному батальону 4-й Армии ВВС и ПВО (г. Батайск),

- Ростовской станции технического обслуживания автомобилей №3. (г. Ростов-на-Дону)

а также всем нашим болельщикам! Увидимся на трассе!





Фото: Игорь Карачун, Михаил Карачун

Hosted by uCoz